из лекции в офисе ZenRu

Клейн:
...Когда сейчас я говорил "сознание", я имел в виду интеллект и интуицию.
 Дело в том, что существует много всяких градаций, и тем более - европейских
  (туда я не хочу вдаваться). Я подразумеваю, что существует и память, без
   которой вся эта фигня не работает...

Вопрос:
Память, как часть сознания?

Клейн:
Конечно. Ну, ты можешь ее рассматривать не как часть сознания, как механизм,
 но тем не менее, вот все, что относится к сознанию - это то, что называется
  "дневное сознание" - интеллект, это подсознание, это интуиция, это память,
   это инстинкты-рефлексы - это все сознание. Это, возможно, опять же, в
    разных концепциях, частичка божественной души. Т.е., как мы можем
     говорить о сознании, если не знаем, есть Бог или нет Бога? Еще раз
      подчеркиваю, мы этого не знаем, мы можем верить в это или не верить
       в это. А это совершенно разные концепции сознания получаются.
        Поэтому обсуждать вот на уровне медицинском - это означает стоять
         на так называемых материалистических позициях. Т.е. вот есть куски
          мяса, они что-то там делают, и вот в результате что-то там происходит.
           Поэтому я сознательно не провожу слишком четкие границы того, что
            называется сознанием, только потому, что это не важно. Для нас это
             не важно. Ни в нашей прикладной, ни в нашей теоретической деятельности.
              Когда к Будде подходили и говорили: "А вот это дэ-дэ-дэ...?"
               "А это что, поможет вам в просветлении? Иди отсюда" Или молчал. Так
                и здесь, нефиг нам рассуждать о сознании. Вот есть конкретно, что
                 нужно сделать? Вот, журнал выпускать, вот со СПИДом, вот помочь
                  этому человеку, вот самому что-то понять... Тогда можно взять
                   выделить квадратик и в нем разобраться. Поэтому, когда я говорю
                    о сознании, я не провожу четких границ, я их не могу, моя научная
                    честность не позволяет мне четко проводить границы, понимая, что
                     все там на песке построено. "Построено на песке" я имею ввиду, что
                      все знания об этом построены на песке.

Вопрос:
То, что ты сейчас рассказывал - это концептуальная точка зрения?

Клейн:
Это концептуальная точка зрения. В этом смысле, если мы говорим - и я как-то писал
 на конференцию, что гипотеза - есть то-то то-то, а теория - то-то то-то. Так вот,
  в научном смысле - это, конечно, гипотеза, догадка, т.е. она не подтверждена ни
   фактами, ничем. Но это - европейская традиция, в этом смысле весь буддизм - это
   абсолютно ненаучная, абсолютно произвольная гипотеза и вдобавок - голый
    субъективизм, субъективный идеализм. Т.е. на самом деле так: все, что
     говорится там - это субъективно. Вот Будда говорит, вот, нужна правильная
      речь. Где доказательства? А "правильно" - это выражение высшей степени
       субъективизма, высшей степени точности субъективизма. Правильно - не
        правильно. Ну ни фига себе! Европейскому субъекту в голову не придет,
         как услышит, сразу задаст вопрос: По отношению к чему правильно? По
         отношению к каким критериям правильно? Что скрывается за твоим этим
          "правильно"? Вот и приходится как-то совмещать. Единственное, что вот
           такое глобальное - это то, что вся европейская научная оппозиция,
           научно-мировоззренческая, она ни к чему кроме СПИДа не приводит. И
           проблем с экологией.

Я еще раз говорю, вот, как глобальная система, конечно, в ней есть и вентиляторы
и чайники, и машины, и столы, и стулья удобные. Но за все нужно платить, и как
правильно сказал Ремарк, двойную, тройную цену... В общем-то и здесь ситуация
 как-то связана. Висит, откроет рот - умрет, не откроет - не выполнит свой долг.
  Все время между двух огней: и туда пойдешь - разрушится, и туда пойдешь -
  разрушится. И как Герцен правильно сказал: "Что делать?" А это и есть Дзен: что
   делать в той ситуации, когда и туда пойдешь - разрушится, и туда пойдешь -
    разрушится?

Вопрос:
Это значит - ничего не делать?

Клейн:
В данном случае это не применимо. Я как раз говорю о ситуации, которая
 всегда решается так: например, ничего не делаешь - всЈ разрушится,
  и че-то делаешь - всЈ разрушится. И вот как перескочить из плоскости
   в пространство, чтобы по-другому это все это увидеть, по-другому это
    все сделать, и вот эта вот ловкость, вот это вот плясание на пустоте,
     на вихрях пустоты и разрешение неразрешимых проблем, и совмещение
     несовместимого, и при этом всем - не умирание - вот, суть Дзен,
      наиболее полное адекватное отражение всего, что происходит в мире.
       Вот человек, вот он во всем этом "что делать?". Когда человек себя
        обрубает, обрубляет до уровня доски, до уровня функционального
         автомата, до уровня там, животного, ну и все это. А как только
         он вверх начинает развиваться, он сразу попадает вот в эти вот
         штуки, начинает осознавать, соприкасаться с ними, и чЈ делать?
          В этом смысле Дзен - это Чань, высшая степень учения, которое
           не учение. То есть, Будда круто сделал, все это увидел и создал
           учение, которое не учение, это вообще - бесподобная, беспрецендентная
            вещь. А Дзен это еще выше.

http://www.ezoterika.nm.ru/Literatura/klein-08.htm

 Passer(ы)

 ===